более 100 офисов в 9 странах
Россия, Казахстан, Узбекистан, Беларусь, ОАЭ, Турция, Испания, Канада, Колумбия
Выбор региона
Ваш город: Караганда
+7 (7172) 73-49-90

Отправка данных в систему маркировки через ЭДО в 2022 году

otpravka_dannykh_v_sistemu_markirovki_cherez_edo_v_2022_godu.jpg

С 2022 года участникам оборота маркированного товара разрешается направлять документы об отгрузке и приемке напрямую в «Честный ЗНАК». О переходе прав собственности от одного участника к другому нужно сообщать только через систему ЭДО (электронный документооборот). Соответственно, всем участникам необходимо заключить соглашение с оператором ЭДО.

Пока это условие действует только для некоторых типов маркированной продукции. Но в дальнейшем оно будет распространяться на все товары, отслеживаемые через «Честный ЗНАК».

Узнайте, как с 01.01.2022 года изменились правила маркировки, кто должен применять ЭДО и как подключиться к системе электронного документооборота.

Аббревиатуры в статье:

  • ОФД — оператор фискальных данных;
  • УКЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись;
  • КМ — коды маркировки;
  • УКД — универсальный корректировочный документ;
  • УПД — универсальный передаточный документ;
  • ЧЗ — «Честный ЗНАК»;
  • ЭДО — электронный документооборот.

Что такое ЭДО и для чего он нужен в системе маркировки

ЭДО — процесс обмена через интернет юридически значимой документацией по защищенным каналам связи. Главные звенья системы ЭДО:

  1. Оператор ЭДО — предприятие, обеспечивающее защищенную систему передачи и хранения информации.
  2. Электронная подпись — реквизит цифрового файла (аналогичен ручной подписи на бумажных документах).

Поговорим о том, как участники системы проводят обмен друг с другом данными.

В 2022 году маркироваться должны:

  • Вода в упаковке;
  • Молочная продукция;
  • Обувь;
  • Фототехника;
  • Парфюмерная продукция;
  • Авторезина;
  • Лекарственные препараты;
  • Товары легкой промышленности.

К 2024 году через «Честный ЗНАК» будет отслеживаться вся потребительская основная продукция, созданная или импортированная в России.

Для маркировки товаров выбрали штрих-код Data Matrix. Покупатель может отсканировать его и удостовериться, что продавец работает законно — товар легальный.

Участники рынка должны отчитываться перед национальной системой «Честный ЗНАК» при всех операциях с маркированной продукцией:

  • Передача прав собственности от одного юридического лица (или ИП) к другому;
  • Вывод или ввод в оборот.

Вводом в оборот занимаются производственные компании и импортеры. Они обязаны информировать «ЧЗ» о выпуске и отгрузке товара другим участкам (розничный продавец, дистрибьютор) для продажи.

Информацию о вводе в оборот нужно отправлять через Личный кабинет «ЧЗ» — путем загрузки файлов формата CSV и XML, или вводя данные вручную.

Причины вывода продукции из оборота:

  • Применение для собственных нужд организации, допустим, для проведения рекламной раздачи;
  • Безвозвратная утеря в результате кражи;
  • Списание;
  • Утилизация;
  • Реализация конечному потребителю.

Розница информирует о выбытии продукции путем продажи через онлайн-кассу (с использованием услуг оператора фискальных данных). Прочие операции фиксируются через личный кабинет на сайте «ЧЗ» — автоматически из «товароучетки» путем интеграции по API или вручную.

Продукция между вводом и выводом из оборота проходит определенные этапы. Дистрибьюторы могут продавать ее другим оптовикам. Оптовые продавцы — розничным магазинам. Розничные продавцы — перемещать товар между своими точками. Если один участник рынка реализует продукции другому, он обязан отразить в системе переход права собственности. До 01.01.2022 года это осуществлялось методом отправки универсального передаточного документа (УПД) через личный кабинет «ЧЗ». Сейчас эти данные необходимо направлять в систему маркировки исключительно через ЭДО.

Организуем работу с маркированными товарами и настроим ЭДО. Оставьте заявку и получите коммерческое предложение

Кто обязан использовать ЭДО для передачи данных в систему маркировки «Честный ЗНАК»

Каждый раз, когда юридическое лицо передает право собственности на продукцию другому предприятию, участники процесса должны дать отчет об этом «ЧЗ». Соответствующее требование указано в ФЗ №488 от 25.12.2018 года и в Распоряжении Правительства РФ №791-р от 28.04.2018 года. Продавцы информируют, какие продукты и кому продали. Покупатели сообщают, что они эту продукцию получили.  

С 2022 года передача данных сведений в систему маркировки допускается лишь через ЭДО. Соответствующее условие регламентируется Постановлением Правительства РФ № 2464 от 31.12.2020 года. Требование действует в отношении следующих товарных групп:

  • Фототехника;
  • Парфюмерия;
  • Авторезина»
  • Товары легкой промышленности;
  • Обувь.

В скором времени по воде бутылке, молочной продукции и прочим товарам, подлежащим маркировке, тоже планируется переход на ЭДО. Сейчас участники оборота такой продукции могут работать как раньше — отправлять сведения об обороте в «ЧЗ» через личный кабинет.

Как с 1 января происходит передача данных в систему маркировки через ЭДО

В ЭДО задействованы все участники оборота маркируемой продукции: выпускающие и импортирующие предприятия, дистрибьюторы, оптовики и розничные продавцы. Задачи каждого участника в обмене сведениями мы написали в таблице.

 

Производственная компания

 

  • Маркирует продукцию
  • Формирует и направляет через ЭДО универсальный передаточный документ (УПД) оптовику или дистрибьютору. До этого заверяет документ УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью)
  • Оператор ЭДО направляет УПД в «ЧЗ» и получателю. В системе маркировки фиксируются данные о том, что продукция отправлена другому юридическому лицу

 

Дистрибьютор

 

  • Сканирует штрих-коды со всех товаров или групповой упаковки, сверяя фактические сведения с информацией из УПД
  • При соответствии сведений, заверяет документ своей УКЭП. Оператор ЭДО оповещает «ЧЗ» о переходе права собственности
  • При несоответствии данных, допустим, неправильно указанной цене или КМ, получатель делает запрос отправителю на уточнение информации. В ответе поступает новый УПД или универсальный корректировочный документ (УКД).

 

Время оформления и отправки универсального передаточного документа отправителем — 3 суток с момента отгрузки товара.

Оптовик или дистрибьютор создает новый УПД и направляет его через ЭДО розничному продавцу. Розничная точка принимает продукцию по аналогичной схеме и подписывает соглашение с использованием УКЭП. Вывод продукта из оборота фиксируется при продаже на ККМ через ОФД.

О чем нужно помнить, используя ЭДО для маркировки

При работе с маркировкой через ЭДО, необходимо учитывать пару важных моментов.

Оптовикам, импортерам и производителям (отправители)

Розничные магазины, оптовики (получатели)

·         Добавление кодов маркировки в УПД

 

 

В УПД разрешено вводить агрегированный код (для групповых упаковок) или несколько кодов маркировки для каждого продукта

 

·         Сверка кодов маркировки на продукте с кодами в УПД

 

Есть вероятность, что поставщик указал неправильные коды в УПД или отгрузил не ту продукцию. Даже если получатель примет товар, он не сможет его реализовать. Т.к. в «ЧЗ» у него не окажется зарегистрированных прав собственности на эти конкретные товары

 

·         Проверка регистрации контрагента в «ЧЗ»

 

Крайне важно, если речь идет о первой сделке отправителя с получателем. При отсутствии регистрации, система не сможет обработать УПД

 

·         Подпись УПД или отказ в его приеме

 

 

После проверки кодов маркировки, получатель должен подписать УПД или направить запрос на уточнение отправителю. Если этого не сделать, продажа не будет зафиксирована в «ЧЗ». Последующая продажа продукции будет незаконной.

 

Общая информация для всех участников — всегда проверяйте статусы обработки документа в «ЧЗ». Это делается через личный кабинет. До окончания обработки УПД, право собственности на продукцию формально у отправителя, а получатель еще не может его продавать.

ЭДО под ключ по выгодной цене! Оставьте заявку, и наш специалист свяжется с вами

Как перейти на ЭДО для работы с маркировкой

Чтобы подключиться к ЭДО, необходимо:

  1. Подписать договор с оператором электронного документооборота. Для этого нужна усиленная квалифицированная электронная подпись. Каждый участник оборота может выбирать оператора ЭДО на свое усмотрение.
  2. Пригласить контрагента к участию в электронном документообороте. Удостовериться, что контрагент имеет возможность принимать УПД через ЭДО. Если у него не настроен ЭДО, продавец не сможет передать право собственности на продукцию. Контрагент должен направить приглашение на участие в ЭДО или принять его, если оно уже инициировано второй стороной сделки.
  3. Проверить процессы. Протестировать работу ЭДО — провести с контрагентом-партнером весь цикл выгрузки и принятия документов через ЭДО.

Внедрение системы ЭДО требует времени — на организацию обмена документами, обучение сотрудников, отладку бизнес-процессов. Но в дальнейшем можно получать все плюсы ЭДО для бизнеса, включая преимущества при работе с системой маркировки «ЧЗ».

Как выбрать оператора ЭДО для маркировки

Оператор системы маркировки ЦРПТ бесплатно предоставляет «ЭДО Лайт» — сервис для малого бизнеса. Программа дает возможность работы с электронными документами через ЛК «ЧЗ». Однако:

  • Допускает отправку и прием в течение года максимум 1000 пакетов;
  • Поддерживает лишь типовые форматы УКД и УПД.

Для крупных компаний этого мало. Кроме того, сервис не подходит, если ЭДО не ограничен документами с кодами маркировки. В таких ситуациях рекомендуется выбирать коммерческие сервисы.

Выбирая оператора, принимайте в расчет те факторы, которые мы указали в таблице.

Стоимость

Сравнивайте тарифные планы, смотрите, какие опции в них включены. До подписания соглашения узнайте о дополнительных услугах. Возможно, часть из них будет требоваться постоянно. Некоторые операторы лают скидки при выборе нескольких услуг пакетом

 

Надежность

 

Организации, подтвердившие надежность, внесены в список операторов ЭДО, опубликованный на портале Федеральной налоговой службы. Выбирайте оператора из данного перечня

 

Интерфейс

 

Оцените удобство программы в качестве пользователя. Чем проще интерфейс, тем меньше времени уйдет на внедрение сервиса и обучение сотрудников

 

Внедрение

 

ЭДО необходимо внедрять в имеющуюся автоматизированную систему. Узнайте о возможностях интеграции с внутренней системой учета товара, о совместимости программы с IT-инфраструктурой вашего предприятия и необходимых доработках  

 

Хранение документации

Подписанные УКЭР документы имеют юридическую силу. Их хранение разрешается в электронном формате. Узнайте у оператора стоимость, срок хранения и вместительность электронного архива  

 

Типы документов

 

Узнайте, документы каких типов поддерживаются сервисом ЭДО. Сравните произвольные и формализованные формы с теми, которые применяются вашей организацией

 

Роуминг

Если у партнера уже налажена ЭДО, для начала обмена необходимо настроить роуминг или подключиться к тому же сервису. Не все операторы совместимы между собой. Роуминг облегчает работу с документами благодаря унификации ключевых форм.

 

Пользователям «1С» доступна отправка УПД из системы учета товаров сразу после формирования документов. С этой целью используется сервис «1С-ЭДО», поддерживаемый всеми распространенными конфигурациями. Стоимость лишь за исходящие письма. Если в течение месяца отправлено не больше 5 пакетов, услуга бесплатная. Все входящие письма в «1С-ЭДО» бесплатны. Трудность состоит в том, что не все операторы ЭДО поддерживают данный сервис. Проблема решается благодаря межоператорскому роумингу.

Остались вопросы по ЭДО? Оставьте заявку и получите консультацию специалиста
Вам может быть интересно
Оставить комментарий
CAPTCHA
Введите символы с картинки *
Подпишитесь на еженедельную рассылку полезных новостей