Как правильно оформить уголок покупателя в магазине
Если предприниматель собирается открыть розничную торговую точку, то он должен узнать об особенностях оформления уголка покупателя в магазине. Это требуется сделать для того, чтобы у Роспотребнадзора не возникло никаких претензий. Ниже, в этой статье можно ознакомиться с основными особенностями составления такого информационного стенда. Здесь также представлены как основные, так и дополнительные документы, которые должны быть размещены в уголке покупателя.
Какова юридическая основа уголка покупателя?
Как известно, "уголок потребителя" - это так называемое собирательное понятие. Оформление этого информационного стенда не регламентируется каким-либо отдельным законом. В разных НПА есть правила и требования, которые предъявляются к размещению отдельной категории документов в местах, являющихся общедоступными для клиентов. Чтобы обеспечить максимально удобные условия как для потребителя, так и для предпринимателя, нужно размещать данную информацию на одном большом стенде - уголке покупателя.
Существует два нормативных акта, которые регламентируют основные требования к оформлению информационного стенда для потребителей:
- Пункты с 8 по 16 "Правил продажи отдельных видов товаров".
- Статьи с 8 по 10 "О защите прав потребителей".
Эти НПА не содержат данных о том, как именно должны быть оформлены уголки покупателей. Однако здесь есть сведения касательно того, какая документация должна быть представлена потенциальным потребителям.
Важный момент: уголок потребителя обязательно должен быть не только в розничной торговой точке, но и в организации, которая занимается предоставлением различных услуг. Причем перечень демонстрируемых документов может быть разным в зависимости от специфики бизнеса.
Преимущества грамотно оформленного уголка потребителя
Грамотно оформленный информационный стенд в розничной торговой точке приносит немало пользы как покупателю, так и предпринимателю (даже несмотря на то, что, порой, их интересы могут кардинально отличаться).
Если подробнее, то грамотное оформление уголка покупателя может принести следующие преимущества:
- Владелец торговой точки или организации, предоставляющей определенные услуги, во время проверки Роспотребнадзором не получит штраф за то, что не были соблюдены права покупателей или клиентов.
- Потенциальные потребители могут получить всю необходимую информацию для того, чтобы направить жалобу в соответствующие контролирующие органы в случае, если были нарушены потребительские права.
- Клиенты и потребители могут легко оценить легальность деятельности конкретной организации. На информационном стенде часто располагаются разные свидетельства, сертификаты, а также лицензии. Именно это и является дополнительной гарантией покупки качественного товара (услуги). Такой подход делает клиентов более лояльными.
- Благодаря размещению уголка покупателя повышается имидж магазина или компании. При виде информационного стенда потребители могут удостовериться, что владелец бизнеса уверен в качестве производимой продукции или оказываемых услуг. Следовательно, такой бизнесмен не боится жалоб клиентов и готов к урегулированию любого спора.
Перечень документов, которые должны быть представлены в уголке потребителя
Существует определенный список документации, которая должна быть продемонстрирована клиентам в уголке покупателя. Причем данный перечень можно найти в разных нормативно-правовых актах. Среди этих документов есть обязательные, которые обеспечивают потребительские права покупателей и клиентов. Кроме того, существуют и дополнительные документы, защищающие права посетителей магазинов, салонов красоты и других организаций, предоставляющих различные услуги.
К обязательным документам можно отнести следующие:
- Журнал проверок.
- Контактные телефоны, точные адреса, а также ФИО региональных ведомств, которые осуществляют надзор в области потребительских прав.
- Книга отзывов и предложений, которая обычно находится у продавца. Иногда данную информацию можно разместить в уголке покупателя.
- Копия лицензий и прочей документации, которая разрешает предпринимателю заниматься различными видами деятельности.
- Закон "О защите прав потребителей". Контролирующие органы рекомендуют располагать на стенде именно типографскую брошюру, а не распечатанный экземпляр, скачанный из интернета.
- Основные правила осуществления продаж определенного вида товаров (при необходимости).
- Копия свидетельства о регистрации.
- Точный график работы магазина или организации, предоставляющей определенные услуги.
А теперь рассмотрим перечень дополнительной документации, которая может быть представлена на информационном стенде. К ней можно причислить:
- Информацию об ограничениях (к примеру, о запрете реализации спиртных напитков в ночное время суток).
- Прайс услуг, а также правила их предоставления.
- СанПиНы (если речь идет о реализации продовольственных товаров).
- Сведения о льготах при обслуживании определенных категорий граждан. Например, если услугами конкретной организации желают воспользоваться инвалиды, ветераны или люди преклонного возраста.
- Точную схему эвакуации людей из здания при обнаружении очагов возгорания. Дополнительно можно указать правила противопожарной безопасности.
- Другие сведения, размещение которых регламентировано узкоотраслевыми нормами и требованиями.
Кроме того, на информационном стенде можно указать другие полезные сведения, которые пригодятся потребителю. Например, данные об условиях проводимых акций. В действующем законодательстве нет никаких ограничений, касающихся указания вышеперечисленной информации.
Где принято располагать уголок потребителя?
Прежде чем приступить к оформлению уголка потребителя, сначала нужно выбрать место для его расположения. Следует найти для информационного уголка наиболее подходящее место, поскольку он должен идеально вписаться в имеющееся свободное пространство.
При выборе места важно учитывать его доступность, чтобы покупатель или клиент мог свободно ознакомиться с информацией на стенде. У потребителя должна быть возможность без разрешения персонала подойти к уголку и изучить документацию, размещенную на нем. Поэтому не рекомендуется располагать стенд за стеклом, ширмой или прилавком.
Чтобы обеспечить посетителям торговой точки или организации, оказывающей различные услуги, максимальный комфорт, следует расположить стенд у самого входа в помещение. В таком случае при ознакомлении с документацией человек не будет смущаться взглядов продавцов или персонала. Еще информационные стенды часто располагают в прикассовой зоне или другом подходящем месте торгового зала. Самое главное, чтобы посетитель легко мог подойти и изучить требуемую ему информацию.
Рекомендации по оформлению уголка потребителя
Что касается внешнего вида уголка покупателя, то он никак не урегулирован действующим законодательством. Из этого следует, что размеры, цвет, формат и другие характеристики должны быть подобраны с учетом стиля помещения.
Сам стенд изготавливается из древесины или пластика. На нем следует закрепить прозрачные пластиковые карманы.
Что касается общих рекомендаций по оформлению стенда, то они следующие:
- Нельзя размещать распечатки из интернета.
- Стенд должен располагаться на хорошо освещенном участке стены.
- При изменении законодательства информация, указанная в уголке, должна обновляться.
- Все документы должны быть подписаны.
- При расположении документов в ячейках они должны легко доставаться из них.
- Если на информационном стенде закреплена папка с вращающимися пластиковыми карманами, то на ее обложке нужно оставить надпись: "Информация для покупателя".
Ответственность за неоформленный уголок потребителя
Правильность оформления оценивается Роспотребнадзором. Инспектор проверяет содержание уголка, а также актуальность информации. Если были выявлены грубые нарушения, то Роспотребнадзор может наложить штраф. А вот если были выявлены несущественные нарушения, то инспектор потребует немедленно их устранить без составления протокола и наложения штрафа.
Штрафы за непредоставление потребителям положенной информации:
- ИП – от 300 до 1 500 рублей;
- Должностное лицо – от 1 000 до 3 000 рублей;
- Юрлицо – от 10 000 до 30 000 рублей.
Предприниматели должны понимать, что нельзя оформить в магазине уголок потребителя и забыть о его актуализации на длительное время. Изменения в законы вносятся часто, и задачей законопослушного бизнесмена является вовремя корректировать на стенде информацию о потребительских правах.